Статьи

Пневмотранспорт в плотном слое.

За последние 5 лет тема пневматической транспортировки сыпучих материалов в плотной фазе (плотном слое) приобрела небывалую популярность. Особенно популярными стали заявления о создании нового уникального оборудования, позволяющего осуществлять такую транспортировку. И это понятно. Транспортировать в плотной фазе значит сокращать затраты не на единицы или десятки процентов — это значит экономить в несколько раз. С одной стороны, это стало возможным (в смысле заявлений) из-за общепринятых весьма лояльных технических параметров, характеризующих пневмотранспортный поток сыпучего материала как поток в плотной фазе.

Как правило, в технической литературе указывается соотношение массового расхода: транспортировка сыпучего материала при соотношении массы транспортируемого материала к массе несущей среды (газа) >20 кг/кг считается транспортировкой в плотной фазе. Абсурдность этого заявления не совсем очевидна. В нем скрыто лукавство. Если перевести соотношение массового расхода в соотношение объемного расхода, то, например, для цемента получим следующий результат: (20/1200)/(1/1,225) ≈0,02 м3/м3, т.е. для транспортировки одного куба материала понадобиться 50м3 воздуха. То есть! Одного куба цемента при такой транспортировке в «плотной фазе» хватит, чтобы заполнить весь объем трубы диаметром 100мм на расстояние 6,4 км! Для трубы диаметром 200мм — 1,6 км! О какой плотной фазе (плотном слое) может идти речь, когда транспортировка материала осуществляется в виде взвешенной пыли с соотношением 1:50. Такую взвесь может условно стабилизировать на некоторое время только сильный поток воздуха на скоростях более 100м/с. А если частицы не сильно склонны витать из-за своей комплекции (фракционного состава), то их транспортировка на более-менее приличные расстояния становится невозможной. С другой стороны, эти заявления о прорывных технологиях транспортировки в плотной фазе и совершенно уникальном оборудовании стали возможными из-за полной безнаказанности ничем не подтвержденных авантюрных заявлений и липовых предложений, которыми заполонен как интернет, так и печатная продукция. Свободный рынок свободен от всего, так сказать, даже от профессиональной порядочности. Как сориентироваться в этом потоке информации? Способ один – получить необходимый объем достоверной информации, достаточный для принятия правильных решений при создании пневмотранспортных систем. Именно для этого – для формирования необходимого объема достоверной информации о пневмотранспорте мы начинаем публиковать серию рассказов с картинками о реальных, пережитых нами, историях создания пневмотранспортных линий и систем, осуществляющих транспортировку сыпучих материалов различной фракции в плотной фазе в самых разных отраслях народного хозяйства.


История первая. Песок, турки и пуля.

Началась эта история жарким летом 2014 года, когда к нам обратился Добрятинский комбинат минеральных порошков для решения проблемы пневматической транспортировки известковой муки фракцией до 2мм (далее просто – песок) из накопительного бункера мельницы в прирельсовый склад готовой продукции. Завод построила турецкая фирма «Эришим Макина». image-1И все бы хорошо, но их пневмокамерные насосы не захотели качать песок. Пыль фракцией до 300мк качают, хоть и не в плотной фазе, а песок ни в какой фазе не хотят качать вообще. А ведь именно он – песок, пользуется особым коммерческим успехом у потребителя. Организовали они подачу дополнительного сжатого воздуха через полудюймовые врезки в магистральную транспортирующую трубу через каждые 6 метров. Результата нет. Песок ложится в трубе. Скрипит, как снег, но не идет. Заменили они пневмокамерный насос. Вместо ПКН объемом 0,8 м3 поставили ПКН объемом 2,1 м3, но и это ни к чему не привело. image-2Но я забежал вперед, поэтому немного предыстории. Когда на заводе впервые столкнулись с проблемой транспортировки известковой муки крупной фракции и, изрядно с нею помучившись, обратились к нам, я собрался с мыслями и полетел в Москву на встречу с представителями Заказчика, Застройщика и Подрядчика. Совещание было достаточно многолюдным – человек 15 с переводчиками. Присутствующие представляли несколько различных комбинатов и производителей оборудования. Раздал я брошюры, дождался своей очереди и вкратце рассказал про нашу новую технологию пневматической транспортировки сыпучих материалов разной фракции в плотной фазе. После моего доклада заметно возбудился представитель турецкой подрядной организации, непосредственно отвечающий за работу камерных насосов. Он настаивал на том, что необходимо увеличить объем камерного насоса с 0,8 до 2,1 м3 и поставить один дополнительный винтовой компрессор Atlas Copco GA 132 производительностью 24,1 м3/мин (два таких, к этому времени, уже были установлены на заводе). Я ему возразил, что это решительно ничего не изменит. Крупная фракция всегда будет выпадать из сильно разреженного материала в потоке воздуха, образовывать барханы за каждым поворотом трубы, где сопротивление движению растет, скорость потока падает, и никакими врезками поддувок в транспортирующую магистраль эту фракцию в трубе не поднять и не разогнать. Представитель турецкой фирмы возбудился настолько, что устремясь к доске стал писать формулы, рисовать графики и рассказывать о принципах транспортировки, примененных в реализованной на заводе пневмотранспортной линии. Я возражал, говорил, что это обычный струйный метод транспортировки материала в сильном потоке воздуха со всеми вытекающими отсюда последствиями. Докладчик продолжал энергично, убедительно и подробно описывать работу их пневмотранспортной линии. Рассказывать о том, как материал перекатывается по трубе барханами в плотной фазе (плотном слое). Мне даже стало как-то неловко возражать оппоненту, и я затих. Тем более что я мог еще сделать, кроме того, чтобы как попугай повторять — это струйный принцип транспортировки, а процессы, показанные в красивых видео с перекатывающимися дюнами и барханами материала в трубе, не всегда работают, а, чаще, работают не так. После достаточно долгого обоснования своей правоты и правоты примененного ими метода докладчик подошел ко мне и через переводчика сказал, что он рассказал все о том, как они транспортируют материал и попросил меня сделать то же самое и рассказать все о нашей технологии транспортировки в деталях. Эта просьба меня слегка обескуражила. Не найдя ничего более умного, чем сказать правду, я ответил, что тоже мог бы рассказать все о том, как они транспортируют материал, но рассказать, как транспортируем мы, не могу – коммерческая тайна. И вот тут-то мы и подбираемся к загадочной истории про пулю. Как-то раз, я рассказывал о двух принципах пневматической транспортировки сыпучих материалов. Первый принцип – классический. В нем для транспортировки материала используется энергия скорости воздуха (газа). Второй принцип транспортировки разработан мною, назовем его – новый. В нем используется энергия давления сжатого воздуха (газа). Скорость и давление – это две стороны одной медали. Кинетическая энергия скорости газа и потенциальная энергия его давления в сжатом состоянии – это две энергии, которыми обладает предварительно сжатый газ, переходящие одна в другую, чем и нужно уметь воспользоваться, чтобы получить экономию затрат этой энергии при пневматической транспортировке материала. Но заумные объяснения автора не всегда достигают цели, тем более что в наше просвещенное время нужно, как бы, все объяснить и не сболтнуть при этом лишнего. Подошву срезают на ходу, так сказать. Но, как оказалось, срезают на ходу не только подошву. Если нельзя срезать подошву — воруют след от подошвы, на всякий случай. Так вот, пришла мне в голову счастливая идея рассказать о физике пневматической транспортировки сыпучих материалов на примере пули. Если положить на какую-нибудь поверхность пулю и начать дуть на нее воздухом с огромной скоростью, то она может, в конце концов, полететь с нужной скоростью и даже поразить, каким-то образом, цель. Боком ли, задом ли, но поразить. Какое количество быстрого воздуха при этом будет израсходовано – это вопрос второй, если стоит задача просто посмотреть. И этот же вопрос становиться первым, если мы говорим о транспортировке пуль в промышленном масштабе. Намного эффективнее поместить пулю в ствол и за счет энергии давления расширяющегося при взрыве газа отправить пулю адресату. При этом расход газа будет во много раз ниже, а эффективность его затрат неизмеримо выше. Вот такой способ транспортировки пуль уже может использоваться в промышленных масштабах. В случае с пневмотранспортом материала экономия затрат, для такого способа пневматической транспортировки, начинается от 5 раз и, на практике, достигает иногда 50, но чаще 10. Вот такой образ придумал я для объяснения физики процессов в максимально доступной для понимания форме. И что вы думаете? В интернете на мою пулю уже дуют совершенно посторонние люди. image-3 image-4     Дуют на различных сайтах. Убеждают других людей, что по этому следу от чужой подошвы они смогут перевернуть мир пневмотранспорта. Но, как говорил незабвенный Мюллер в известном фильме, никому верить нельзя. Мне можно. Этот образ пули мною печатается впервые и поэтому людей, выкравших след от моей подошвы, я хорошо знаю, но не буду их персонифицировать. Надеюсь, что они прочтут мой рассказ, покраснеют и больше так не будут. Хотя, как говориться, если очень кушать хочется, то можно, подумают они. Но о чем это я. Да. Таким же образом, на примере пули, я объяснил турецкому подданному принцип, который заложен в работу камерного насоса нового поколения, который мы предлагаем. И, помимо экономии затрат, реальная транспортировка в плотной фазе не позволяет выпадать из потока при движении частицам более крупной фракции. На практике у нас даже пятикилограммовая кувалда при транспортировке зерна пшеницы по двухсотой трубе из потока не выпала и на входе в конечный бункер погнула лист из легированной стали толщиной 10мм. Потом представители «Эришим Макина» были у нас в Таганроге. Осмотрели производство. Провели с нами очередную многочасовую беседу. И пока мы торговались по цене для Добрятинского комбината минеральных порошков, обещали включить наши насосы в комплектацию выпускаемых ими заводов. Но мы в цене не уступили, насосы в комплектацию не попали и больше мы их не видели. Восток дело тонкое. Сокращаю рассказ. Поставили мы на завод в Добрятино камерный насос «Бивер 5000Б». Не скрою, долго мучились. Но мучились не с насосом, а с «гениальной» турецкой магистралью.

Запомните!

Транспортирующая магистраль — неотъемлемая активная часть пневмотранспортной системы. Труба тоже активно транспортирует и к ней особые требования. Транспортирует ее геометрия. Геометрия трассы изменяет сопротивление трубы и, следовательно, ток (поток) материала.

Отсутствие профессиональных навыков и культуры создания пневмотранспортных систем пагубным образом сказывается на качестве реализуемых проектов. Зачастую, к транспортирующему пневмопроводу относятся как к магистрали водопровода. Много раз я сталкивался с безобразной трассировкой пневмотранспортной магистрали. Применение очень дорогих, но слишком резких для пневмотранспорта, поворотов с большим успехом обеспечивает только одно — полную невозможность эффективной пневматической транспортировки сыпучих материалов. В Добрятино на выходе из насоса сделали сразу два резких поворота на 90 градусов, вместо одного, градусов на 20-30. image-5image-6image-7image-8 Вся транспортная магистраль в Добрятино была собрана из сплошных крутых отводов на 90 градусов. Их высокая стоимость и, как следствие, высокая доходность их применения сыграли с Подрядчиком злую шутку. В итоге это стало причиной того, что на серьезном материале нужной и самой ходовой фракции не стал работать пневмопровод (труба), как важнейшая часть пневмотранспортной линии. Хотя, правды ради, только труба их бы не спасла. Первым делом пришлось переварить всю магистраль и убрать все дорогостоящие отводы, заменив их плавными гнутыми отводами из обычной трубы. Осуществили нижнюю врезку в силос для исключения еще пары тройки поворотов и уменьшения высоты подъема материала. Поставили наш насос нового поколения «Бивер 5000Б». И постепенно, подбором нужных параметров работы насоса, вывели пневмотранспортную линию (не насос, а линию!) на нужную производительность 25-30 т/час. Для нас стало откровением, что определенный процент пыли в песке негативно сказывается на производительности линии. Легко транспортировать пыль, чистый песок, песок в пыли. Но вот пыль в песке (при содержании пыли от 20 до 50%) – проблема! Выяснилось, что когда пыль по объему набирает более 20%, она начинает конкурировать с песком в трубе и, побеждая его за счет своей большей летучести, прорываться вперед, создает неоднородность потока и запирать весь поток, останавливая транспортировку в плотном слое. Полученный на Добрятинском комбинате минеральных порошков результат:

Материал Содержание пыли (%) Производительность (т/час)
1 Песок До 5 >60
2 Песок 10-15 25-30
3 Песок 15-20 20-25
4 Песок 20-30 15-20
5 Песок >50 >60

Из этой нашей первой истории, я надеюсь, вам стало понятно, что сначала нам не поверили. Благо, что без оплаты, «Эришим Макина» за свой счет поставила новый насос объемом 2,1 м3 и компрессорную станцию Atlas Copco GA 132 производительностью 24,1 м3/мин. Лишь после того, как они получили ровно такой же отрицательный результат, Добрятинский комбинат минеральных порошков заказал у нас проект реконструкции линии пневматической транспортировки известковой муки крупной фракции, который мы впоследствии с успехом реализовали, хотя и насобирали по дороге большую кучу «шишек». Но в процессе изучили конкретный материал и его поведение при транспортировке. Нашли новые технические решения для обеспечения успешной транспортировки песка. А это и есть наш путь к успеху – через «шишки» к плотной фазе.

 

Отдельное огромное спасибо руководителям и специалистам Добрятинского комбината минеральных порошков за доверие и оказанное содействие в реализации проекта.

 

Особенно,

Генеральному директору ДКМП    Баранкову Игорю Владимировичу

Заместителю директора ДКМП    Панькину Алексею Николаевичу

Начальнику производства ДКМП    Шуленину Валентину Константиновичу

 

Генеральный конструктор     СПТ Подтынный Александр Васильевич

Оставьте заявку и узнайте точную стоимость оборудования:

Запрос технико-коммерческого предложения